Мой город — Калининград
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Дорогие учителя: сколько зарабатывают в школах

Почти половина школьных учителей в России подрабатывают на других работах или работают в школе на полторы, а то и две ставки. Большинство из них жалуются, что работать стало труднее, нагрузка все увеличивается. При этом чиновники рапортуют о высоких зарплатах и прекрасных условиях для работы в школе. Кому верить?
2 комментария
Фото: Klearchos Kapoutsis / Flickr / CC BY 2.0

Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ (РАНХиГС) провела исследование с целью узнать реальное положение оплаты труда учителя и сложности с организацией их труда. Опрос проводился в начале этого учебного года, в нем приняли участие 900 учителей сельских и городских школ из разных регионов России. Результаты оказались совершенно иными, чем официальная картинка — почти 60% российских учителей заявили, что недовольны своими зарплатами.

Чиновники регулярно отчитываются о росте доходов учителей, за этими цифрами следят, так как есть указ президента, который гласит, что зарплата педагогов не может быть ниже средней по региону. Однако некоторые эксперты считают, что это дутые цифры: в реальности нужных показателей добиваются за счет увеличения нагрузки на учителей, либо одних педагогов увольняют ради повышения зарплаты других.

так еще перед широкой общественностью нас выставляют зажравшимися, корыстными людьми

Уровень нагрузки учителей с каждым годом растет — 60% опрошенных признались, что работают более чем на одну ставку, доля учителей, работающих на две ставки, по сравнению с 2014 годом выросла почти в два раза. «В 2017 году более половины (52,6%) учителей сельских школ работали на полторы или две ставки. В городских школах доля респондентов, учебная нагрузка которых составляет полторы или две ставки, еще выше — 63,8%», — уточняется в исследовании.

Большинство учителей (74,3%) признались, что работать в школе стало труднее — самой большой проблемой, которая усложняет и без того нелегкий труд, педагоги назвали «рост объема отчетности и организационной работы». Так сказали 84% учителей. Но и при таких нагрузках, помимо работы в школе, многие учителя имеют и другую работу. На необходимость дополнительного заработка указали 46,7% опрошенных. После уроков они вынуждены подрабатывать периодически или на регулярной основе. Согласно опросу, треть учителей (31,4%) считают, что сегодня их материальное положение ниже среднего уровня, а 12,1% оценивают этот уровень, как низкий.

Зарплата учителя сильно разнится в зависимости от региона. И разрыв этот может быть огромным: по оценкам экспертов разница может быть в 7 раз. Например, в Ивановской области «средний учитель» получает 21 тысячу рублей в месяц, а в Москве — 73-75 тысяч рублей. По официальным данным, средняя зарплата учителя в 2017 году составила почти 35 тысяч рублей.

Эксперты говорят, что эта самая «средняя зарплата учителя», о которой отчитываются чиновники, — это не более, чем «средняя температура по больнице». «Новая система оплаты труда, при которой руководство школы само распоряжается финансовыми средствами, часто приводит к тому, что в рамках одного учреждения зарплаты разных учителей отличаются в разы, а цифры, представляемые в официальных отчетах по регионам, не отражают реального положения дел», — говорит Всеволод Луховицкий, преподаватель русского языка и права, сопредседатель профсоюза учителей. По данным профсоюза, ситуация с оплатой труда учителя ухудшается год от года, несмотря на бравурные отчеты и рассказы о том, как все хорошо. «И это обижает больше всего — мало того, что реальная зарплата педагогов снижается, так еще перед широкой общественностью нас выставляют зажравшимися, корыстными людьми. А многие обязанности учителя просто не оплачиваются — например, работа на экзаменах», — говорит Луховицкий.

В последние годы нагрузка учителей сильно выросла: с 1 сентября 2017 года в российских школах стало на миллион детей больше, чем в прошлые годы, а финансирование осталось примерно на прежнем уровне. Плюс к этому учителей продолжают активно привлекать к неоплачиваемому труду: работе на ГИА, субботникам, уборке школы, созданию «массовки» на городских мероприятиях, сбору данных о детях для разных ведомств и так далее.

административная работа никуда не делась, ее просто передали учителям

По оценкам экспертов, сегодня в среднем школы получают на 20% меньше денег, чем им полагается по нормативам. Как объяснила в интервью изданию «КП» Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ, финансирование школ (за исключением московских — здесь иная система) происходит следующим образом: деньги поступают в два потока, регион переводит деньги на зарплату учителей в бюджеты муниципалитетов, а те добавляют к этим средствам деньги на ремонт, коммуналку, оплату труда непедагогического персонала — например, библиотекарей и уборщиц.

«И вот когда школа получает эти средства, оказывается, что их ни на что не хватает. Нормативы для расчетов писались в „тучные“ докризисные годы. А после кризиса 2014 года всем пришлось выкручиваться, кто как может, — говорит эксперт. — В некоторых школах сократили административный персонал: было десять завучей, осталось два. Но административная работа никуда не делась, ее просто передали учителям. То есть работу он выполняет завуча, зарплату получает завуча, а по бумагам и отчетам проходит как педагог. Вот и рост зарплат. В сельских школах учителям положены дополнительные компенсации на свет, коммунальные платежи — их просто включили в основную зарплату».

В Москве, где, вроде бы финансирование значительно лучше и учителя получают в среднем около 70 тысяч рублей, тоже не все так гладко. Как рассказывает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий, высокая зарплата здесь достигнута за счет практически вывода из школ психологов, педагогов-организаторов, библиотекарей, воспитателей — практически всего того, что называется «непедагогический персонал».

Зарплата учителей зависит и от так называемых стимулирующих выплат. По нынешним правилам учителя получают базовый оклад и что-то вроде премий — за победы учеников на олимпиадах, за высокие баллы ЕГЭ и многое другое, критерии и размеры надбавок за них устанавливает сама школа. Но когда в середине года оказывается, что денег не хватает, деньги на премии учителям уходят на зарплаты библиотекарей, завхозов, работников столовой, бухгалтеров и уборщиц. И учителя в итоге получают совсем не те зарплаты, которые им были обещаны.

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
2 комментария

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты